Официальный медиа-партнер Экспертного Совета по развитию конкуренции на рынках никотиносодержащей продукции.
Экспертный Совет по развитию конкуренции на рынке никотиносодержащей продукции, вопросам национального регулирования в сфере производства и оборота табака и инновационным никотиносодержащим продуктам и устройствам для потребления никотина способами, отличными от курения.
Интервью с российскими магазинами электронных сигарет: сеть главной дистрибуции гораздо более чувствительна к новым правилам, чем обычные розничные магазины
ИнформацияОригинал by Ван Сяолинь
31.05.2023
Чтобы понять влияние российского пакета нормативных актов по электронным сигаретам на офлайновые магазины электронных сигарет, 29 мая представительство "2 Firsts" в Москве провел интервью с российскими сетевыми магазинами по продаже электронных сигарет, традиционными табачными магазинами и табачными прилавками о влиянии на них новой табачной политики. Исследование "2 Firsts" показало, что табачные точки адаптируются к новой политике разными темпами.

В последние годы Россия была одним из самых быстрорастущих рынков электронных сигарет, и на фоне беспокойства о здоровье своих граждан, особенно молодежи, российское правительство приняло ряд регулирующих мер: 1 апреля в России вступила в силу "честный знак", а 11 апреля на пленарном заседании Государственной Думы РФ новый законопроект был принят в третьем чтении, в котором определяяется ряд мер, регулирующих электронные сигареты, включая список запрещенных добавок для электронных сигарет, запрет на онлайн-продажи и запрет на продвижение и маркетинг электронных сигарет.

1 июня вступил в силу российский указ о запрете онлайн-продаж электронных сигарет и публичной выкладки и демонстрации в офлайне, спустя два месяца после вступления в силу Честного знака, 29 мая представительство "2 Firsts" в Москве провело интервью с главными российскими сетями по продаже электронных сигарет, традиционными продавцами табачных изделий и продавцами табачных прилавков о влиянии на них новой табачной политики. Исследование 2 Firsts показало, что магазины разных типов адаптируются к новой политике разными темпами.

 

VARDEX полностью вводит запрет на прямые онлайн-продажи

Компания VARDEX, главный дистрибьютор электронных сигарет в России, 25 мая на своем официальном сайте объявила о том, что с 1 июня прекращает прямые онлайн-продажи всей продукции для электронных сигарет.

Согласно объявлению, VARDEX прекратит прямые онлайн-продажи всех электронных сигарет, включая устройства для электронных сигарет и их компоненты, с 1 июня 2023 года в соответствии с Постановлением Государственной Думы РФ № 15-ФЗ от 11 апреля 2023 года ("Предложение о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), за исключением никотиносодержащих продуктов, которые уже были запрещены.

 

Объявление о прекращении прямых онлайн-продаж VARDEX|Источник фото: Официальный сайт VARDEX

 

Объявление на главной странице сайта VARDEX о доступе заказов на самовывоз из магазина|Источник фото: Официальный сайт VARDEX

 

Дифференциация влияния политики продажи в закрытых витринах очевидна

Запрет на продажу сигаретной продукции в открытых витринах уже был четко прописан в Законе РФ № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года (с изменениями на 28 апреля 2023 года) "Об охране здоровья граждан от табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции".

А в мае этого года Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки в закон о продаже электронных сигарет, которые с 1 июня 2023 года запретят торговым организациям предлагать акции со скидками на ряд никотиновых и безникотиновых продуктов, включая электронные сигареты, и установят, что эти продукты могут продаваться только в стационарных магазинах и не могут быть выставлены на видном месте. Кроме того, с 1 сентября 2023 года правительство установит минимальную цену на табачные изделия и повысит ставки акцизного сбора.

VARDEX - одна из сетей по продаже электронных сигарет, которая внесла коррективы в работу оффлайн-магазинов достаточно быстро и своевременно. До введения новой политики 1 июня весь почти все продукции у них уже продавались в закрытых помещениях, таких как закрытые витрины и витрины из полупрозрачного стекла, причем торговый персонал сразу закрывал витрины после демонстрации продукции покупателям.

 

Магазин VARDEX и закрытые витрины|Источник фото:2 Firsts

 

Продавец VARDEX открыл закрытую витрину для показания клиентам|Источник фото:2 Firsts

 

VARDEX находится рядом с SUPER SMOKE, еще одной головной сетью электронных сигарет в России, и продавец в магазине сказал: "Наш единственный конкурент - это VARDEX, сеть BABYLON, которая находится рядом с нами". Но в отличие от VARDEX, SUPER SMOKE не очень осторожно отнеслась к новой политике и по-прежнему имеет много продукции на "публичном показе", "потому что политика еще не реализована", - сказал продавец.

Магазин SUPER SMOKE и часть прозрачных ветрин|Источник фото:2 Firsts

 

Магазин SUPER SMOKE и часть прозрачных ветрин|Источник фото:2 Firsts

 

В отличие от большого дистрибютора, традиционные магазины табачных изделий имеют "почти нулевую" чувствительность к политике закрытых продаж, при этом вся продукция по-прежнему продается в прозрачных витринах.

 

Магазин табачных изделий и прозрачная витрина|Источник фото:2 Firsts

 

Честный знак: активно продвигают дистрибьюторы, а потребители не обращают внимание

Почти все оффлайновые магазины электронных сигарет разных типов без исключения признают обязательный характер честного знака, при этом VARDEX находится в авангарде внедрения  этой политики, продавая продукты с наибольшим охватом честного знака. Продавец в магазине сказал: "Сейчас мы представляем новые продукты с напечатанной на них эчестного знака, а продукты на складе без знака могут быть очищены к концу года,  правительство дало нам время". 

Кроме того, на прилавках магазинов VARDEX размещен специальный дисплей с QR-кодом программы проверки "честного знака", который позволяет потребителям сразу проверять информацию о покупаемой продукции.

 

VARDEX продвигает среди потребителей проверку честности этикеток|Источник фото:2 Firsts

 

Полки традиционных табачных магазинов также постепенно пополняются продукцией с честным знаком, и, судя по информации на проверенных товарах, полнота представленной информации варьируется от марки к марке, но все они могут показать основную информацию о товаре.

 

Продукты ELFBAR с честным знаком в витрине магазина SMOKING SHOP|Источник фото:2 Firsts

 

 

Страница информации о честном знаком CRPT / Страница информации о честном знаком ELFBAR

 

Интересно отметить, что потребители уделяют мало внимания честному знаку. Почти никого из потребителей, пришедшие за покупками, спрашивал специально о продуктах с честным знаком, а заботы потребителей по-прежнему были сосредоточены на вкусе, технических характеристиках, цене и бренде.

Недостаточный сдерживающий эффект запретов на ароматизаторы для электронных сигарет и отсутствие реакции рынка

В настоящее время ассортимент ароматизированных электронных сигарет и vape-продуктов в российской офлайновой торговой сети не уменьшился. По словам продавцы из магазинов VARDEX, "потребители не делают запасов в связи с предстоящими изменениями в политике, и продажи остаются стабильными". Он добавил: "В настоящее время мы продаем разнообразные ароматы, никакого сокращения не произошло, и пока политика не вступит в силу, это никак на нас не повлияет".

Продавец SMOKING SHOP сказал: "У нас самые популярные ароматы - это не электронные сигареты с фруктовым вкусом, а ментоловые". Сотрудники магазина SUPER SMOKE отметил, что некоторые из наиболее популярных электронных сигарет со вкусом LOAT MARY были распроданы, сейчас они пополняют свои запасы.

Видно, что тенденция на рынке вейпов заключается в усилении регулирования, будь то Соединенные Штаты в течение более десяти лет постоянно совершенствовали регуляторную политику, и, наконец, создали сильную систему регулирования, или ароматизаторы для электронных сигарет на китайском рынке пережили упадок, или Великобритания и ВОЗ спорили о сниженном риске для здоровья человека от электронных сигарет, интустрия электронных сигарет всегда пришлось пройти через подъёмы и спады по мере корректировки политики, и компании должны своевременно внести коррективы и двигаться по течению.

 

 

 

*Настоящая статья является оригинальной статьей Шэньчжэньской научно-технической компании с ограниченной ответственностью 2FIRSTS. Авторские права и лицензия статьи принадлежат компании. Без разрешения любое подразделение или частное лицо не должно копировать, перепечатывать или использовать другие способы нарушения авторских прав компании, при этом компания оставляет за собой право на привлечение к ответственности. *