В последние годы Россия была одним из самых быстрорастущих рынков электронных сигарет, и на фоне беспокойства о здоровье своих граждан, особенно молодежи, российское правительство приняло ряд регулирующих мер: 1 апреля в России вступила в силу "честный знак", а 11 апреля на пленарном заседании Государственной Думы РФ новый законопроект был принят в третьем чтении, в котором определяяется ряд мер, регулирующих электронные сигареты, включая список запрещенных добавок для электронных сигарет, запрет на онлайн-продажи и запрет на продвижение и маркетинг электронных сигарет.
1 июня вступил в силу российский указ о запрете онлайн-продаж электронных сигарет и публичной выкладки и демонстрации в офлайне, спустя два месяца после вступления в силу Честного знака, 29 мая представительство "2 Firsts" в Москве провело интервью с главными российскими сетями по продаже электронных сигарет, традиционными продавцами табачных изделий и продавцами табачных прилавков о влиянии на них новой табачной политики. Исследование 2 Firsts показало, что магазины разных типов адаптируются к новой политике разными темпами.
VARDEX полностью вводит запрет на прямые онлайн-продажи
Компания VARDEX, главный дистрибьютор электронных сигарет в России, 25 мая на своем официальном сайте объявила о том, что с 1 июня прекращает прямые онлайн-продажи всей продукции для электронных сигарет.
Согласно объявлению, VARDEX прекратит прямые онлайн-продажи всех электронных сигарет, включая устройства для электронных сигарет и их компоненты, с 1 июня 2023 года в соответствии с Постановлением Государственной Думы РФ № 15-ФЗ от 11 апреля 2023 года ("Предложение о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), за исключением никотиносодержащих продуктов, которые уже были запрещены.
Объявление о прекращении прямых онлайн-продаж VARDEX|Источник фото: Официальный сайт VARDEX
Объявление на главной странице сайта VARDEX о доступе заказов на самовывоз из магазина|Источник фото: Официальный сайт VARDEX
Дифференциация влияния политики продажи в закрытых витринах очевидна
Запрет на продажу сигаретной продукции в открытых витринах уже был четко прописан в Законе РФ № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года (с изменениями на 28 апреля 2023 года) "Об охране здоровья граждан от табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции".
А в мае этого года Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки в закон о продаже электронных сигарет, которые с 1 июня 2023 года запретят торговым организациям предлагать акции со скидками на ряд никотиновых и безникотиновых продуктов, включая электронные сигареты, и установят, что эти продукты могут продаваться только в стационарных магазинах и не могут быть выставлены на видном месте. Кроме того, с 1 сентября 2023 года правительство установит минимальную цену на табачные изделия и повысит ставки акцизного сбора.
VARDEX - одна из сетей по продаже электронных сигарет, которая внесла коррективы в работу оффлайн-магазинов достаточно быстро и своевременно. До введения новой политики 1 июня весь почти все продукции у них уже продавались в закрытых помещениях, таких как закрытые витрины и витрины из полупрозрачного стекла, причем торговый персонал сразу закрывал витрины после демонстрации продукции покупателям.
Магазин VARDEX и закрытые витрины|Источник фото:2 Firsts
Продавец VARDEX открыл закрытую витрину для показания клиентам|Источник фото:2 Firsts
VARDEX находится рядом с SUPER SMOKE, еще одной головной сетью электронных сигарет в России, и продавец в магазине сказал: "Наш единственный конкурент - это VARDEX, сеть BABYLON, которая находится рядом с нами". Но в отличие от VARDEX, SUPER SMOKE не очень осторожно отнеслась к новой политике и по-прежнему имеет много продукции на "публичном показе", "потому что политика еще не реализована", - сказал продавец.
Магазин SUPER SMOKE и часть прозрачных ветрин|Источник фото:2 Firsts
Магазин SUPER SMOKE и часть прозрачных ветрин|Источник фото:2 Firsts
В отличие от большого дистрибютора, традиционные магазины табачных изделий имеют "почти нулевую" чувствительность к политике закрытых продаж, при этом вся продукция по-прежнему продается в прозрачных витринах.
Магазин табачных изделий и прозрачная витрина|Источник фото:2 Firsts
Честный знак: активно продвигают дистрибьюторы, а потребители не обращают внимание
Почти все оффлайновые магазины электронных сигарет разных типов без исключения признают обязательный характер честного знака, при этом VARDEX находится в авангарде внедрения этой политики, продавая продукты с наибольшим охватом честного знака. Продавец в магазине сказал: "Сейчас мы представляем новые продукты с напечатанной на них эчестного знака, а продукты на складе без знака могут быть очищены к концу года, правительство дало нам время".
Кроме того, на прилавках магазинов VARDEX размещен специальный дисплей с QR-кодом программы проверки "честного знака", который позволяет потребителям сразу проверять информацию о покупаемой продукции.
VARDEX продвигает среди потребителей проверку честности этикеток|Источник фото:2 Firsts
Полки традиционных табачных магазинов также постепенно пополняются продукцией с честным знаком, и, судя по информации на проверенных товарах, полнота представленной информации варьируется от марки к марке, но все они могут показать основную информацию о товаре.
Продукты ELFBAR с честным знаком в витрине магазина SMOKING SHOP|Источник фото:2 Firsts
Страница информации о честном знаком CRPT / Страница информации о честном знаком ELFBAR
Интересно отметить, что потребители уделяют мало внимания честному знаку. Почти никого из потребителей, пришедшие за покупками, спрашивал специально о продуктах с честным знаком, а заботы потребителей по-прежнему были сосредоточены на вкусе, технических характеристиках, цене и бренде.
Недостаточный сдерживающий эффект запретов на ароматизаторы для электронных сигарет и отсутствие реакции рынка
В настоящее время ассортимент ароматизированных электронных сигарет и vape-продуктов в российской офлайновой торговой сети не уменьшился. По словам продавцы из магазинов VARDEX, "потребители не делают запасов в связи с предстоящими изменениями в политике, и продажи остаются стабильными". Он добавил: "В настоящее время мы продаем разнообразные ароматы, никакого сокращения не произошло, и пока политика не вступит в силу, это никак на нас не повлияет".
Продавец SMOKING SHOP сказал: "У нас самые популярные ароматы - это не электронные сигареты с фруктовым вкусом, а ментоловые". Сотрудники магазина SUPER SMOKE отметил, что некоторые из наиболее популярных электронных сигарет со вкусом LOAT MARY были распроданы, сейчас они пополняют свои запасы.
Видно, что тенденция на рынке вейпов заключается в усилении регулирования, будь то Соединенные Штаты в течение более десяти лет постоянно совершенствовали регуляторную политику, и, наконец, создали сильную систему регулирования, или ароматизаторы для электронных сигарет на китайском рынке пережили упадок, или Великобритания и ВОЗ спорили о сниженном риске для здоровья человека от электронных сигарет, интустрия электронных сигарет всегда пришлось пройти через подъёмы и спады по мере корректировки политики, и компании должны своевременно внести коррективы и двигаться по течению.