Государственное управление табачной монополии Китая (ГУТМК) 11 марта опубликовало Меры регулирования в отношении электронных сигарет (МРОЭС), что стало первым случаем, когда китайское правительство официально выпустило политику регулирования для электронных сигарет. Данная политика устанавливает переходный период, который заканчивается 30 сентября 2022 года. После переходного периода правила вступят в силу, а в качестве надзорного органа будет выступать ГУТМК.
Политика определяет, как должны работать все субъекты бизнеса в индустрии электронных сигарет в условиях надзора. В число предприятий, которые будут затронуты данной политикой, входят предприятия по производству никотина и жидкостей для электронных сигарет, OEM-производители (заводы без собственных торговых марок), компании, владеющие торговыми марками (предприятия, владеющие только торговыми марками, но не производящие продукцию), производственные компании (компании, имеющие как независимые торговые марки, так и производящие продукцию), а также оптовые и розничные предприятия. Под действие МРОЭС подпадают все составные части основных линий поставок внутри Китая.
Одним из основных ограничений, налагаемых на предприятия этой политикой, является требование, чтобы все предприятия, работающие с электронными сигаретами в материковом Китае, получали лицензию. Для компаний, занимающихся производством, ГУТМК будет проверять каждую компанию и по результатам проверки выдавать лицензию с указанием допустимого годового объема производства. После переходного периода можно провести корректировку этого количества, подав заявку в ГУТМК и по результатам её рассмотрения, который может сильно отличаться в зависимости от каждого конкретного случая, это количество может быть увеличено.
Еще одно важное ограничение, введенное политикой в отношении предприятий, заключается в том, что электронные сигареты, продаваемые в материковом Китае, должны соответствовать национальным стандартам Китая для электронных сигарет. Поэтому перед началом деятельности связанной с любой продукцией предназначенной для электронных сигарет необходимо пройти процедуру, определенную ГУТМК с целью выполнения технической проверки и инспекции. Перед выходом продукции на рынок, окончательное одобрение от ГУТМК может быть получено только после завершения вышеуказанной процедуры. Для предприятий, занимающихся экспортной торговлей, процесс подачи заявки относительно прост. Заявление об экспорте электронных сигарет должно быть подано на специальной онлайн-платформе.
Лицензии на производство электронных сигарет делятся на три категории: Лицензия на производство электронных сигарет, лицензия на жидкость для электронных сигарет и лицензия на никотин для электронных сигарет. Лицензия на производство электронных сигарет — это лицензия, разрешающая предприятию производить электронные сигареты и аксессуары к ним, такие как испарители. Лицензии на производство электронных сигарет также подразделяются на лицензии для:
[1] производственных предприятий без торговой марки,
[2] предприятий, владеющих торговой маркой, но не имеющих своего производства, и
[3] и те и другие (предприятия одновременно владеющими торговой маркой и производящими продукцию).
Касательно лицензии на жидкость для электронных сигарет и лицензии на никотин, все относительно понятно из названий этих лицензий. Эти лицензии разрешают предприятию производить только жидкость или никотин, предназначенные для электронных сигарет.
В целом, процесс экспорта не является чересчур ограничительным и позволяет предприятиям легче соблюдать законы стран назначения. Для компаний, ориентированных на экспорт, предусмотрено меньшее количество ограничений на получение необходимых разрешений. Компании, ориентированные на экспорт, могут быстрее получить лицензии, а также количество продукции, которую им разрешено производить, является более гибким.
В отличие от электронных сигарет, предназначенных для продажи внутри страны, электронные сигареты, предназначенные для экспорта, могут претендовать на налоговые скидки (освобождения).
Однако эта политика всё же оказывает определенное влияние на экспортную торговлю. Так, предприятия, которые не имеют ни независимых торговых марок, ни заводов, например трейдеры и организации, которые объединяют ресурсы восходящего и нисходящего потоков для ведения экспортной торговли не имеют необходимой квалификации для подачи заявления на получение лицензий. Поэтому они уже не могут продолжать работать в сфере электронных сигарет согласно той бизнес-модели, которая была у них раньше. Согласно новым правилам, зарубежные дистрибьюторы или бренды могут напрямую связываться только с китайскими компаниями-владельцами торговых марок или OEM-компаниями. Таким образом, экспортом за рубеж теперь будут заниматься только эти компании.